• УСЛУГИ
    ЭСКРОУ-АГЕНТА
  • УСЛУГИ
    ПРИ СОЗДАНИИ ОБЩЕСТВА
  • УСЛУГИ
    ДЛЯ АО
  • УСЛУГИ
    ЭМИТЕНТАМ ОБЛИГАЦИЙ
  • УСЛУГИ
    ДЛЯ ООО
  • УСЛУГИ
    ДЛЯ МУП И ГУП
  • УСЛУГИ
    СОБСТВЕННИКАМ КВАРТИР
  • УСЛУГИ
    ДЛЯ СНТ
  • ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
    АКЦИОНЕРА
  • ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
    ЭМИТЕНТА
  • КАЛЕНДАРЬ
    СОБРАНИЙ
  • России вернули инвесторов


    25 Февраля 2018

    S&P повысило суверенный рейтинг РФ до инвестиционного уровня BBB-

    Рейтинговое агентство Standard&Poors приняло решение об увеличении суверенного рейтинга России до уровня BBB-/A3. Это инвестиционный уровень, и, поскольку коллеги агентства из Fitch сохраняли свой рейтинг госдолга РФ на том же уровне, по крайней мере до наступления новых событий — например, усиления секторальных санкций США — российский госдолг доступен к покупке институциональными инвесторами. Прямой ожидаемый эффект от этого — некоторый приток капитала в течение нескольких месяцев, возможно дополнительное укрепление рубля и снижение процентов по ОФЗ.

    Решение об увеличении на одну ступень, до инвестуровня BBB-, S&P опубликовало уже 24 февраля в 00:30, хотя обзор решения, подписанный аналитиками франкфуртского офиса компании Кареном Вартапетовым и лондонского Рави Бхатиа, датирован 23 февраля. Прежнее значение рейтинга — BB-/B. Речь идет о рейтинге заимствований в иностранной валюте, значение рейтинга в национальной валюте — BBB/A-2.

    Прогноз рейтинга — «стабильный», из чего следует, что в отсутствии существенных изменений и реализации новых рисков S&P не видит сейчас оснований для его повышения или понижения в течение полугода.

    Напомним, для большинства инвесторов, и в первую очередь институциональных, вложения в бумаги невозможны, когда два или три из трех агентств — S&P, Moody's и Fitch — оценивают долг эмитента как неинвестиционный. В случае с Россией это произошло в 2014 году после системной дестабилизации финансовой системы из-за снижения нефтяных цен и рецессии — только Fitch до последнего времени сохранял для РФ инвестрейтинг. Фундаментальные показатели российского бюджета вполне соответствовали инвестиционному рейтингу российского госдолга, и несколько раз от S&P ожидался позитивный пересмотр рейтинга — но против этого всегда были резонные наблюдения о неопределенности будущей экономической политики, а также проблема региональных долгов, волатильность нефтяного рынка и неопределенность политики ЦБ в отношении банковского сектора.

    Может показаться, что повышением рейтинга S&P отреагировало в основном на рост доходов российского бюджета в связи с ростом цен на нефть до $60-70 за баррель — однако в кратком изложении причин, которые привели к рейтинговому действию, S&P вообще не упоминает нефть. Главная причина — «продемонстрированная приверженность обязательствам консервативной экономической политики предположительно будет поддерживать платежный и бюджетный балансы в сильном состоянии и, вместе с политикой плавающего обменного курса, позволит экономике абсорбировать шоки, которые могут быть вызваны ужесточением санкций или ослаблением цен на экспортных рынках».

    S&P также отмечает стабильное состояние финансов после проблем у множества частных банков и «видит ранние признаки восстановления кредита». То есть, фактически агентство повысило рейтинг в силу успехов Минфина во внесении в законодательство постоянного «бюджетного правила» с начала 2018 года и расценивая как уместную политику Банка России по санации частных банков в 2017 г. — «Открытия», БИН-Банка, «Возрождения», Промсвязьбанка. Кроме того, в тексте прямо говорится о «восстановлении действия механизма трансмиссии в денежно-кредитной политике» ЦБ.

    Министр экономического развития Максим Орешкин:
    "Повышение суверенного рейтинга до инвестиционного уровня — запоздалая реакция на успехи российской экономической политики. Решение агентства обусловлено в первую очередь проведением ответственной макроэкономической политики. Плавающий валютный курс, инфляционное таргетирование, новая конструкция бюджетного правила способствовали значительному снижению зависимости российской экономики от конъюнктуры нефтяных цен. Рынок более высоко, чем рейтинговые агентства, оценивал кредитное качество российских финансовых активов уже в прошлом году. CDS-премии опустились до уровня 2013 года еще в середине 2017 года, продолжали снижаться и сейчас находятся на рекордно низких уровнях. Повышение рейтинга России до инвестиционного будет способствовать притоку капитала и устойчивому нахождению уровня доходностей на рынке ОФЗ ниже 7% по долгосрочным бумагам. Это открывает дорогу росту инвестиционного кредитования и расширяет возможности долгового финансирования инфраструктуры."

    Прямой ожидаемый эффект от возвращения РФ инвестрейтинга — предполагаемый приток капитала, ранее консенсус аналитиков по этому вопросу составлял приток в $4 млрд, это «автоматический» приток капитала из фондов, инвестирующих в том числе в композитные биржевые индексы, на деле он может быть несколько больше за счет индивидуальных решений.

    Другой ожидаемый эффект — снижение стоимости CDS на российский долг, умеренное снижение доходности по еврооблигациям РФ и ОФЗ, возможно также некоторое укрепление российского рубля. Эффект может быть нивелирован в случае, если Минфин США в ближайшее время объявит о расширении санкций против РФ в рамках закона CAATSA. Вряд ли введение персональных санкций в отношении отдельных фигурантов «кремлевского доклада» вызовет снижение рейтинга РФ кем-то из трех агентств, но действия в направлении сильного расширения секторальных санкций, видимо, способны вернуть Россию в «неинвестиционный» уровень, как и массовые персональные санкции.

    Отметим, оценку S&P текущего состояния российской экономики нельзя считать однозначно «позитивной». Агентство предполагает, что восстановительный рост ВВП России продлится как минимум до 2021 года, но полагает, что лишь в 2018 г. он составит 1,8% ВВП, далее на всем прогнозном горизонте рост оценивается в 1,7% ВВП. Инвестиционный всплеск в России экономисты агентства ожидают исключительно в 2018 г. (причем затухающий — 3,2% роста после 3,6% 2017 г., с 2019 г. - рост на уровне 2,8% в год), доля инвестиций в ВВП сохранится на уровне 24%, текущий счет платежного баланса будет медленно ослабляться, оставаясь активным, внешний долг экономики (в отличие от внешнего госдолга, который останется на низком уровне) будет нарастать, ликвидные резервы ЦБ сохраняться на уровне ниже $400 млрд. S&P также предполагает удержание ЦБ уровня инфляции около таргета в 4% c 2019 г., ожидая в 2018 г. прироста индекса потребцен на 3,1%.


    Источник: Коммерсант


    Предыдущая новость Следующая новость


    Возврат к списку