• УСЛУГИ
    ЭСКРОУ-АГЕНТА
  • УСЛУГИ
    ПРИ СОЗДАНИИ ОБЩЕСТВА
  • УСЛУГИ
    ДЛЯ АО
  • УСЛУГИ
    ЭМИТЕНТАМ ОБЛИГАЦИЙ
  • УСЛУГИ
    ДЛЯ ООО
  • УСЛУГИ
    ДЛЯ МУП И ГУП
  • УСЛУГИ
    СОБСТВЕННИКАМ КВАРТИР
  • УСЛУГИ
    ДЛЯ СНТ
  • ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
    АКЦИОНЕРА
  • ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
    ЭМИТЕНТА
  • КАЛЕНДАРЬ
    СОБРАНИЙ
  • Отчет об итогах общественных консультаций по вопросам Доклада «О подходах к стимулированию активности акционеров и инвесторов по участию в управлении российскими публичными акционерными обществами»


    8 Марта 2018

    25 сентября 2017 года на официальном сайте Банка России был размещен Доклад для общественных консультаций «О подходах к стимулированию активности акционеров и инвесторов по участию в управлении российскими публичными акционерными обществами» (далее – Доклад).

    Доклад подготовлен с целью обсуждения с деловым сообществом проблемы низкой активности акционеров в корпоративном управлении российских публичных акционерных обществ, подходов, используемых в мировой практики для стимулирования активности акционеров, и выработки подходов к решению проблемы пассивности акционеров, прежде всего институциональных инвесторов, в российских условиях.

    В обсуждении Доклада принял широкий круг представителей делового сообщества и научной общественности.

    Отзывы на Доклад поступили от Ассоциации Банков России (Ассоциация «Россия»), которая провела анкетирование кредитных организаций ее участников по вопросам Доклада Ассоциации профессиональных инвесторов (АПИ), Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (ВШЭ).

    Помимо того, на различных площадках состоялась серия очных консультаций с заинтересованными представителями профессионального сообщества, в рамках которых участники обменялись мнениями по вопросам, затронутым в Докладе, и участники рынка могли высказать дополнительные аргументы в пользу того или иного подхода. Так, в частности, Доклад был обсужден на Круглом столе ОЭСР по корпоративному управлению (15.11.2017), на Экспертном совете по рынку долгосрочных инвестиций при Банке России (26.10.2017). Преподаватели и магистранты ВШЭ обсудили Доклад в рамках коллоквиума, организованного факультетом права ВШЭ (09.12.2017).

    Можно констатировать тот факт, что респонденты положительно восприняли инициативу Банка России по публичному обсуждению проблемы низкой активности миноритарных акционеров в вопросах корпоративного управления российских публичных акционерных обществ и стремление Банка России учесть позиции участников рынка по этой проблеме при выработке подходов к ее решению. Кроме того, большинство респондентов сочло актуальным не только поднятую проблематику, но и предложения Банка России по развитию качества корпоративного управления в российских публичных акционерных обществах с позиции более активного вовлечения миноритарных акционеров и, в частности, институциональных инвесторов, в вопросы корпоративного управления российских публичных акционерных обществ.

    В Докладе Банк России предложил всем заинтересованным лицам выразить позицию по десяти вопросам. Обобщив представленные заключения, можно сделать следующие выводы относительно мнений участников по поставленным в Докладе вопросам:

    № Вопроса Содержание вопроса Результат опроса
         1  Считаете ли вы, что стимулирование активности разумного и добросовестного участия акционеров, прежде всего являющихся институциональными инвесторами, в общих собраниях акционеров публичных акционерных обществ, а также развитие иных форм взаимодействия с такими обществами будет способствовать повышению качества корпоративного управления в таких обществах и повышению акционерной стоимости таких обществ? В большинстве представленных заключений поддержано.
         2  Какие формы стимулирования участия акционеров, в том числе институциональных инвесторов, в управлении публичными акционерными обществами вы считаете предпочтительными:
    а) жесткие формы, связанные с ограничение прав в случае халатного отношения к участию в общих собраниях акционеров;
    б) установление требований об утверждении политики голосования для всех категорий институциональных инвесторов;
    в) «мягкое регулирование» - через принятие кодекса надлежащего управления, основанного на принципе «соблюдай или объясняй причины несоблюдения»;
    г) иные формы (укажите какие);
    д) необходимость такого стимулирования отсутствует.
    Мнения в представленных заключениях разделились поровну между вариантами «б» и «в». Вместе с тем, три респондента высказались также и за вариант «д».
         3  Поддерживаете ли вы установление ограничения прав акционеров, сведения о которых включены в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, но которые без уважительных причин не принимают участия в общем собрании акционеров, в части: а) права требовать выкупа обществом принадлежащих им акций; б) права на обращение в суд с требованием о признании недействительными решений, принятых общим собранием акционеров; в) иных прав (укажите каких).  В большинстве представленных заключений представлена позиция против. Вместе с тем, два респондента подержали ограничения, но только в отношении мажоритарных акционеров.
         4  Какие формы участия институциональных инвесторов в управлении российскими публичными акционерными обществами, помимо голосования на общем собрании акционеров, по вашему мнению, являются наиболее предпочтительными:
    а) обязательное предложение вопросов в повестку дня общего собрания акционеров;
    б) обязательное предложение кандидатур независимых директоров для избрания в состав совета директоров;
    в) инициирование встреч с членами совета директоров и топ-менеджментом акционерного общества по вопросам, вызывающим озабоченность инвесторов;
    г) создание комитетов по взаимодействию с миноритарными акционерами;
    д) иные формы взаимодействия (укажите какие).
     Мнения в представленных заключениях разделились поровну между вариантами «б» и «г». В двух представленных заключениях поддержан вариант «в». Вместе с тем, некоторыми респондентами были предложены дополнительные инициативы, такие как: - снижение пороговой доли акций для внесения предложения в повестку общего собрания акционеров и развития инфраструктуры голосования для упрощения реализации права голоса; - введение кумулятивного голосования на общем собрании акционеров по избранию членов ревизионной комиссии.
         5  Поддерживаете ли вы введение требований, в соответствии с которыми все категории институциональных инвесторов должны будут:
    а) утверждать и раскрывать политику по голосованию на общих собраниях акционеров обществ, акции которых входят в их инвестиционные портфели;
    б) раскрывать информацию о том, как они проголосовали по каждому из вопросов повестки дня общего собрания акционеров? Каковы, на ваш взгляд, риски введения таких требований?
     В большинстве представленных заключений предложения поддержаны. Риски: - формальный подход к принятию решений со стороны институциональных инвесторов; - неоправданный рост издержек инвесторов; - слабое влияние на процесс принятия решения в акционерном обществе; - снижение инвестиционной привлекательности российского рынка акций, по причине усиления регулирования.
         6  По вашему мнению, разработка и принятие кодекса надлежащего управления для институциональных инвесторов в Российской Федерации, основанного на принципе «соблюдай и объясняй»: а) является позитивным фактором и будет способствовать повышению активности институциональных инвесторов и качества корпоративного управления в российских акционерных обществах, а также повышению акционерной стоимости таких обществ: б) не принесет никаких результатов; в) является негативным фактором, увеличивающим издержки участников финансового рынка.  В большинстве представленных заключений поддержан вариант «а».
         7  Кодексом надлежащего управления для институциональных инвесторов может быть закреплена необходимость принятия институциональным инвестором надлежащих мер, обеспечивающих взвешенный и обоснованный подход к принятию решения по вопросам, внесенным в повестку дня общего собрания акционеров. Какие меры, по вашему мнению, могут быть признаны достаточными для проведения надлежащей оценки решений по вопросам повестки дня общего собрания акционеров:
    а) наличие аналогичного отдела, в функции которого входит проведение оценки предлагаемых решений и выработка рекомендаций по вариантам голосования;
    б) направление в общество требования о предоставлении дополнительной информации в целях принятия обоснованного решения по вопросам, включенным в повестку;
    в) привлечение внешней консалтинговой организации, предоставляющей услуги по подготовке рекомендаций по голосованию по вопросам повестки дня общего собрания акционеров;
    г) иные меры (укажите какие).
     Мнения в представленных заключениях разделились между вариантами «а», «б» и «в».
         8  Поддерживаете ли вы формирование в Российской Федерации национального рынка консалтинговых услуг, связанных с подготовкой рекомендаций по голосованию на общих собраниях акционеров российских акционерных обществ? Есть ли, по вашему мнению, необходимость регулирования рынка таких услуг?  По первому вопросу мнения в представленных заключениях разделились поровну. По второму вопросу, все респонденты, поддержавшие формирование национального рынка консалтинговых услуг, высказались против необходимости его регулирования.
         9 Какую роль, по вашему мнению, должны играть саморегулируемые организации, объединяющие институциональных инвесторов, в вопросах стимулирования активности институциональных инвесторов в корпоративном управлении публичными акционерными обществам?  В приставленных заключениях были высказаны следующие мнения:
    - обмен опытом и повышение профессионализма участников;
    - представление интересов участников;
    - стимулирование активности участников;
    - консолидация голосов участников (миноритарных акционеров);
    - подготовка рекомендаций по голосованию на общих собраниях акционеров;
    - публикация передовых практик в области взаимодействия акционеров с менеджментом и советом директоров;
    - проведение аналитических исследований по наиболее актуальным вопросам корпоративного управления, в том числе исследование практик российских компаний.
         10  Считаете ли вы эффективным способом повышения активности участия миноритарных акционеров в управлении акционерным обществом формирование и работу комитетов миноритарных акционеров при совете директоров? Требуется ли, по вашему мнению, издание Банком России специальных рекомендаций по данному вопросу?  В большинстве представленных заключений формирование комитетов миноритарных акционеров сочли эффективным способом стимулирования их активности и поддержано издание Банком России рекомендаций по их формированию.

    Если подвести итог и сформулировать относительный консенсус респондентов по поводу необходимых действий в отношении стимулирования активности миноритарных акционеров и, в частности, институциональных инвесторов, в вопросах корпоративного управления российскими публичными акционерными обществами, то он будет сводится к повышению реального участия миноритарных акционеров в управлении обществом посредством:

    (1) развития инфраструктуры голосования для упрощения реализации акционерами своих прав (регуляторное содействие и развитие площадок, предоставляющих акционерам непосредственный доступ к голосованию и располагающих эффективными процедурами верификации);

    (2) развития инструментов консолидации миноритарных акционеров с точки зрения предоставления им рекомендаций по голосованию, представительства на общих собраниях акционеров, а также коммуникаций и формирования коалиций для продвижения своего кандидата в совет директоров;

    (3) налаживания коммуникаций с членами совета директоров и топ- менеджментом акционерного общества (прежде всего, через формирование комитетов по взаимодействию с миноритарными акционерами при совете директоров);

    (4) использования исключительно «мягкого права» для повышения активности участия в корпоративном управлении российских публичных акционерных обществ институциональных (через внедрение Кодекса надлежащего управления) и индивидуальных инвесторов. Банк России выражает благодарность всем лицам, направившим ответы на вопросы, поставленные в Докладе, и предложения по темам, затронутым в Докладе. Банк России будет учитывать и принимать их во внимание при выработке дальнейших направлений совершенствования корпоративного управления в российских публичных акционерных обществах.




    Предыдущая новость Следующая новость


    Возврат к списку