• УСЛУГИ
    ЭСКРОУ-АГЕНТА
  • УСЛУГИ
    ПРИ СОЗДАНИИ ОБЩЕСТВА
  • УСЛУГИ
    ДЛЯ АО
  • УСЛУГИ
    ЭМИТЕНТАМ ОБЛИГАЦИЙ
  • УСЛУГИ
    ДЛЯ ООО
  • УСЛУГИ
    ДЛЯ МУП И ГУП
  • УСЛУГИ
    СОБСТВЕННИКАМ КВАРТИР
  • УСЛУГИ
    ДЛЯ СНТ
  • ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
    АКЦИОНЕРА
  • ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
    ЭМИТЕНТА
  • КАЛЕНДАРЬ
    СОБРАНИЙ
  • Правительство и ЦБ договорились общаться ради экономической стабильности


    6 Февраля 2020

    Создание совместной рабочей группы не навредит независимости Центробанка, считает регулятор.

    Радикальные изменения в финансово-экономическом блоке правительства – его куратором в ранге первого вице-премьера стал бывший помощник президента Андрей Белоусов, а его пост в Кремле занял бывший министр экономического развития Максим Орешкин – больше всего беспокоили председателя ЦБ Эльвиру Набиуллину, рассказывали «Ведомостям» федеральные чиновники. Оба критиковали ЦБ за слишком жесткую политику и выступали за координацию его действий с властями. Результат не заставил себя ждать.

    Что произошло
    Правительство и ЦБ создали механизм консультаций для поддержки макроэкономической стабильности, рассказал Белоусов. Идея, по его словам, принадлежит ЦБ и правительству, это «поможет лучше оценивать экономику и принимать меры уже независимо в сфере своих компетенций». ЦБ, правда, предложил создать совместную рабочую группу для обсуждения развития финансового рынка и его участия в ускорении роста экономики, объяснил представитель ЦБ, но инициативу правительства более тесно взаимодействовать – обмениваться информацией и оценками процессов в экономике – поддержал.

    Создать новый орган управления – подкомиссию по обеспечению экономического роста и содействию структурным реформам – предлагал Орешкин, писал РБК. После критики со стороны ЦБ министр от этой идеи отказался, сообщал «Интерфакс». Создание такого органа с такими функциями будет расцениваться как готовность государства за счет управления совокупным спросом обеспечивать необходимые темпы роста экономики, указывал ЦБ.

    Зачем это надо
    ЦБ не раз указывал, что вынужден проводить более консервативную политику из-за действий правительства. В 2018 г. от более активного снижения ставки ЦБ удерживало обсуждение налоговой реформы. В итоге повышение НДС вызвало разовый скачок инфляции.

    Последний раз об инфляционных рисках политики правительства регулятор предупреждал летом 2019 г. Чиновники сдерживали расходы бюджета все первое полугодие, и ЦБ ждал их ускоренного роста во втором полугодии, но этого не произошло. За последние недели правительство потратило свыше четверти бюджета – 4 трлн руб. В декабре резко вырос отток бюджетных денег из банков, отмечал ЦБ: из 2 трлн руб. 1,5 трлн – средства Минфина, направленные в том числе на нацпроекты.

    ЦБ весь год ждал роста бюджетных расходов, но этого не произошло и в итоге монетарная политика оказалась жестче, чем могла бы быть, объясняет главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. А сейчас резкий рост бюджетного финансирования за счет отложенных на 2020 г. средств может разбалансировать валютный рынок – логично, что ЦБ и правительство хотят совещаться, чтобы этого не допустить, говорит профессор Высшей школы экономики и бывший первый зампред ЦБ Олег Вьюгин.

    Чем это грозит
    Центробанку, который находится под краткосрочным политическим влиянием, общество не будет доверять, а если центробанку не доверяют, общество ждет высокой инфляции и рассчитывает на увеличение зарплат и цен, что в итоге может привести к ускорению инфляции и инфляционных ожиданий, объяснял бывший руководитель ФРС США Бен Бернанке.

    Около 10% центробанков так или иначе сталкиваются с политическим давлением, писала Карола Байндер из Колледжа Хаверфорда. Например, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган сместил с поста председателя регулятора за отказ снизить ставку, а президент США Дональд Трамп весь президентский срок критикует ФРС за медленное снижение ставок.

    Россия, по оценке экономистов Калифорнийского университета, входит в число стран с независимостью ЦБ выше среднего (лучшая оценка у ЕЦБ). Центробанк подотчетен Госдуме, правительство на его решения никак влиять не может. Технически это даже не госорган, он не отвечает по обязательствам государства, объясняет директор финансового центра «Сколково – РЭШ» Олег Шибанов, а практически именно государство передает ему функции (в том числе эмиссию рубля) и обязанности. ЦБ примерно так же подотчетен, как ЕЦБ или ФРС, и в целом так же независим, сравнивает он.

    Почему пока не страшно
    Такая координация никак не повлияет на независимость ЦБ, заверил его представитель. Угроз независимости ЦБ в связи с появлением нового механизма нет, уверяют два федеральных чиновника.

    Эксперты этому верят. Консультации ЦБ и правительства не несут рисков, но главное, чтобы комиссия не была под председательством какого-то человека, а работала именно как консультативный орган, предупреждает Орлова. Принципиально важно обеспечить независимость политики ЦБ от мнений правительства, поддерживает главный экономист РФПИ Дмитрий Полевой, иначе это будет угрожать всей выстроенной за последние годы конструкции макроэкономической стабильности, без которой более быстрый рост экономики невозможен. Рисков для независимости ЦБ нет, это просто консультативный орган, который помогает совещаться, но не обязывает к решениям против воли ЦБ, уверен Вьюгин.

    Орешкин критиковал ЦБ за пережатый в экономике спрос – «это недополученные доходы населением, прибыль – компаниями, доходы бюджета». Нехватку спроса он оценивал более чем в 1 трлн руб. Спрос не пережат, уверена Орлова, в 2019 г. экономика в основном росла за счет потребительского спроса при слабом росте инвестиций. Они же слабо зависят от ставки, считает Шибанов. Для устойчивого роста нужно совсем другое, напоминала летом 2019 г. Набиуллина, бизнес должен быть готов рисковать собственными деньгами, «а готовность взять на себя этот риск напрямую зависит от пресловутого инвестиционного климата».


    Источник: Ведомости


    Предыдущая новость Следующая новость


    Возврат к списку