«Нет фирмы — нет долга»: еще совсем недавно можно было легко избавиться от груза материальной ответственности. Просто не представлять налоговую отчетность в течение года и дождаться исключения фирмы из ЕГРЮЛ, — часто без ведома кредиторов, налоговой проверки и полноценной процедуры ликвидации, либо пройти через банкротство и считать долги «списанными». Теперь все иначе.
Кардинальный переворот в правилах и порядке субсидиарного наказания представителей должника инициирован новым законом № 266-ФЗ от 29 июля 2017 года (далее по тексту — ФЗ-266), которым внесены поправки в закон о банкротстве № 127-ФЗ.
Нововведения окончательно развязали руки ФНС и прочим кредиторам:
Заплатить личным имуществом по долгам фирмы рискует любое лицо, связанное с организацией. Ликвидация — не спасет, а доказывать невиновность придется самостоятельно.
Изменения действуют с 1 сентября 2017 года, а к субсидиарной ответственности по новым правилам привлекают по обращениям, поступившим с 1 июля 2017 года.
Казалось бы, к субсидиарной ответственности будут по-прежнему привлекать контролирующих лиц, то есть тех, кто в течение трех лет до банкротства влиял на действия компании: гендиректор, участники и мажоритарные акционеры, представители ликвидационной комиссии, люди, совершавшие сделки от имени фирмы-должника.
Но теперь это не весь перечень потенциальных «жертв». Проще сказать, что список «открытый», а кто в него попадет — решает суд.
Субсидиарная ответственность по-новому, согласно 266-ФЗ, разрешает арбитражному суду любого гражданина, юридически связанного или не связанного с фирмой-должником, признавать контролирующим (п. 5, ст. 61.10 «Закона о банкротстве» № 127-ФЗ).
Помимо прочих, теперь под категорию лиц, имеющих возможность влиять на действия должника, то есть, контролирующих, попадают:
-Должностные лица организации (главбух, финдиректор и т.д.);
-Родственники, супруги, друзья, сослуживцы, одноклассники, руководителей/собственников должника;
-Лица, заключавшие сделки по доверенности;
-Контрагенты должника.
По сути, п. 2, ст. 61.10 «Закона о банкротстве» № 127-ФЗ, нивелировал влияние юридических связей, выдвинув на первый план связи фактические.
Контролирующее лицо ответит личным имуществом по долгам фирмы, если:
-Невозможно погасить требования кредиторов в полном объеме из-за действий/бездействия такого контролирующего лица (ст. 61.11, № 127-ФЗ);
-Заявление о несостоятельности не подано или подано не в отведенный законом срок (ст. 61.12, № 127-ФЗ);
-Лицом нарушено законодательство о банкротстве (ст. 61.13, № 127-ФЗ).
Внимание, важная информация:
-«Номиналы» теперь не спасут: номинальный директор будет освобожден от ответственности, если сможет доказать, что не влиял на действия должника, а также укажет на «истинного» виновника — реальное, по его мнению, контролирующее лицо, и поспособствует обнаружению скрытых активов.
-«Бросить» компанию и избежать ответственности не получится: в отношении отсутствующего должника проведут процедуру банкротства в упрощенном порядке (ст.228 Закона «О банкротстве»).
Ранее к субсидиарной ответственности мог привлекать конкурсный управляющий на завершающей стадии банкротства и в течение 12 месяцев после.
Теперь привлекать к субсидиарной ответственности по ФЗ-266 смогут: ФНС, конкурсные кредиторы, управляющий, работники компании-должника и другие лица, права которых нарушены — как на любой стадии банкротства, так и после исключения должника из ЕГРЮЛ, в том числе после прекращения, завершения дела о банкротстве, добровольной или принудительной ликвидации (ст. ст.61.14, № 127-ФЗ).
Срок привлечения — 3 года ( 2 года, если срок восстановлен заявителем) с момента завершения ликвидационной процедуры, прекращения дела о банкротстве или возвращения заявления.
Обвинить сможет каждый, «отбиваться» придется вам.
Субсидиарная ответственность по новым правилам — это еще и презумпция вины контролирующего лица. То есть, бремя доказывания отсутствия виновности, причастности к образованию долга, а также возможности влиять на действия должника, полностью лежит на привлекаемом к ответственности лице.
Цель налоговой инспекции — поступления в бюджет, цель прочих кредиторов — получить свои деньги в полном объеме. Это значит, привлекать будут, в первую очередь, бенефициаров.
Лица, которым принадлежит менее 10% уставного капитала и получающие/получавшие не выходящий за рамки обычного доход от такого владения (п. 6, ст. 61.10 «Закона о банкротстве» № 127-ФЗ), не могут признаваться контролирующими только по данному признаку.
Чтобы снизить риски привлечения к личной ответственности по долгам компании, откажитесь от сотрудничества с проблемными компаниями, кредиторская задолженность которых выходит за рамки «безопасной». Если вы попадаете под критерии признания контролирующим лицом, заранее подготовьте доказательства непричастности к поведению фирмы и невиновности в ее банкротстве.
Избежать субсидиарной ответственности или снизить ее размер до минимума — вполне реально.
Необходимо привести суду веские аргументы и документальные доказательства, подтверждающие «рядовые» условия оборота, добросовестность и разумность ваших действий, отсутствие вреда для фирмы и кредиторов либо желание предотвратить вред большего масштаба.
В качестве доказательств можно представить отчеты независимых оценочных организаций, документы, подтверждающие факты оплаты, передачи товара, оказания услуг, результаты анализа соответствия цен рыночному уровню и прочие документы.