Власти опробовали механизм на обслуживании гособоронзаказа.
Доступ к данным отчетности банков, позволяющим сделать вывод о наличии взаимосвязей между кредитной организацией и жителями Республики Крым и Севастополя, может быть закрыт. Также правительство хочет засекретить данные об акционерах финансовых организаций, включенных в санкционные списки. Об этом говорится в ответах ЦБ на вопросы Ассоциации банков России, подготовленных к февральской встрече руководителей регулятора с банкирами.
Сейчас ведется работа по анализу банковской отчетности, чтобы понять, есть ли необходимость ее скорректировать для ограничения доступа к информации, сказано в документе. В декабре ЦБ подготовил и направил в правительство шесть проектов постановлений, которые предусматривают, что информацию об акционерах, являющихся российскими юридическими или физическими лицами, включенными в санкционные списки, раскрывать в интернете не будет, пишет ЦБ.
Также исключена информация о включенных в санкционные списки российских юридических и физических лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находятся банки, пишет ЦБ. Регулятор рекомендовал сделать так же Московской бирже, Национальному расчетному депозитарию и банкам, работающим с деньгами гособоронзаказа. «Такие рекомендации доведены до отдельных кредитных организаций, которые может затронуть ситуация с санкционными списками», – сообщил ЦБ.
Регулятор объясняет, что проводит такую работу для того, чтобы ограничить доступ к информации, которая может быть использована для установления взаимосвязей между российскими лицами под санкциями и финансовыми организациями и применения в связи с этим к ним санкций.
Кого могут спрятать
Любой банк, в котором 50% и более принадлежит лицу из списка SDN (Specially Designated Nationals), становится субъектом блокирующих санкций – все его активы в долларах или в распоряжении американских лиц подлежат блокировке, говорит управляющий партнер Debevoise & Plimpton в России Алан Карташкин. Но все такие банки уже под санкциями, указывает он. Это «Россия» Юрия Ковальчука, Николая Шамалова и Геннадия Тимченко (все в санкционных списках с 2014 г.), а также ее дочерний Собинбанк. Принадлежащий братьям Аркадию и Борису Ротенбергам «СМП банк» тоже под санкциями. Эти банки отключены от международных платежных систем Visa и Mastercard. Банки, работающие в Крыму, от Visa и Mastercard также отключены.
Риск санкций есть, даже если лицо из списка владеет менее чем 50%, но все-таки существенной долей, отмечает Карташкин, если информация об акционерах банка станет менее доступной, это может осложнить применение санкций к банку. Но это не панацея, предупреждает он: сокрытие информации затрудняет доступ, но не гарантирует, что санкции не будут введены.
То, что уже раскрыто, спрятать не удастся, считает банкир, такие меры могут быть превентивными перед возможными будущими санкциями.
Возможно, речь идет о менее очевидных случаях, т. е. о тех банках, у которых есть акционеры из списка SDN, но их работу это пока никак не затронуло, говорит партнер NSP Илья Рачков. «В случаях, где структура владения банком раскрыта и хорошо всем известна, будет сложно объяснить, почему определенные лица исчезли из состава акционеров и что, например, они больше таковыми не являются», – полагает он. Да и при том, как сейчас работает обмен информацией, будет несложно установить реального владельца банка, считает Рачков, и в этом случае гораздо более очевидный вариант – доверенное лицо, которое будет владеть банком или вести операции от лица из санкционного списка.
ВЫСТРОИЛИ ОБОРОНУ
Регулятор напомнил, что уже убрал со своего сайта перечень банков, уполномоченных работать со средствами гособоронзаказа. Последний раз список публиковался на 1 октября.
В январе министр финансов Антон Силуанов объявил, что опорным банком для гособоронзаказа станет Промсвязьбанк, его возглавит Петр Фрадков. Отдельный банк потребовался из-за угрозы введения санкций США против любых структур, работающих с российским ОПК. Планируется, что банки передадут на баланс Промсвязьбанка до 1 трлн руб. кредитов, выданных оборонно-промышленным предприятиям, говорил Силуанов. Передача кредитов будет добровольной, но передаваться они будут вместе с капиталом, рассказывал замминистра финансов Алексей Моисеев.
Представители Сбербанка заявляли в начале марта, что пока госбанк не принимал решений о передаче Промсвязьбанку активов. ВТБ планирует передать кредиты оборонных предприятий, говорил президент госбанка Андрей Костин.
Необходимость в специальном банке возникла после принятия в августе прошлого года нового американского закона о санкциях против России. По нему санкции – вплоть до блокировки активов в США – могут быть распространены на любые компании, заключившие существенные сделки с подавляющим большинством крупных оборонных холдингов России.