За последнее время предприниматели столкнулись с чрезмерным рвением Федеральной налоговой службы. По запросу налоговых органов все чаще блокируются счета добропорядочных компаний, а под подозрение попадают законопослушные компании
С 2016 года налоговые органы получили возможность проверять сведения в ЕГРЮЛ — Едином государственном реестре юридических лиц. Этот ресурс содержит сведения обо всех юридических лицах, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории России.
Цель таких проверок — выявить организации, информация о которых не соответствует действительности. Так государство борется с так называемыми фирмами-однодневками, которые не ведут реальную деятельность, а создаются для фиктивных сделок и уклонения от налогов.
Если у налоговиков возникают сомнения в правдивости сведений о какой-либо фирме, они направляют в нее запрос о предоставлении достоверной информации. Если Федеральная налоговая служба (ФНС) не получает ответа в течение 30 дней, то сотрудники вносят в ЕГРЮЛ отметку о недостоверности сведений.
К этой борьбе подключились и банки. Налоговые инспекции рассылают банкам уведомления, а те в свою очередь блокируют расчетные счета сомнительных фирм на основании закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Все эти меры изначально направлены на борьбу с мошенниками. К сожалению, из-за этой борьбы проблемы часто возникают у добросовестных налогоплательщиков, которые ничем не провинились перед государством.
Как именно страдает законопослушный бизнес
Представьте себе ситуацию. Вы арендуете офис в большом столичном бизнес-центре, где таких компаний, как ваша, — десятки или даже сотни. Вы честно ведете бизнес и не нарушаете закон, но в один прекрасный день вас ошарашивает новость, что расчетный счет фирмы заблокирован. Вы начинаете выяснять, в чем дело, и узнаете, что причина блокировки — недостоверные сведения в ЕГРЮЛ. А все потому, что для налоговой инспекции бизнес-центр — это и есть адрес массовой регистрации юридических лиц, а конкретное помещение, которое занимает организация в этом центре, в документах вы не указали.
В налоговой инспекции вам предлагают обжаловать решение о внесении отметки о недостоверности, но на это нужно время, а когда заблокирован счет и парализована работа фирмы, счет идет на часы.
Описанный случай — реальный. С такими проблемами организации в последнее время сталкиваются повсеместно.
Вы можете возразить, что ФНС сначала должна была уведомить организацию о наличии в ЕГРЮЛ недостоверных сведений, а только потом внести отметку в ЕГРЮЛ. Но кому-то закон не писан, а если писан, то не всегда уведомление доходит до адресата. Типично российские особенности работы почты никто не отменял.
А сколько у нас есть добросовестных компаний, которые «прописаны» в одном месте, а фактически работают в другом? Все они сейчас под ударом, так как ФНС проводит массовые проверки адресов регистрации юрлиц. Уведомления о недостоверных сведениях, которые рассылают налоговики по фирмам, уже прозвали «письмами счастья». И хорошо, если организация такое письмо получила и отреагировала на него, избежав возможных проблем. А если фирма не наладила получение корреспонденции с юридического адреса на фактический или такое уведомление ей не направляли, неприятные сюрпризы не заставят себя ждать.
Чем грозит отметка о недостоверности сведений
Отметка в ЕГРЮЛ чревата ликвидацией фирмы без суда. Такое право дали налоговикам поправки в закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которые вступили в силу 1 сентября 2017 года. Теперь, если отметка о недостоверности в ЕГРЮЛ «висит» больше шести месяцев, налоговая инспекция начинает процедуру исключения компании из реестра.
Еще один случай из жизни. Генеральный директор организации, которая входит в группу компаний крупнейшего дистрибьютора посуды и хозяйственных товаров, решает стать руководителем новой организации, чтобы начать продажи в новом сегменте рынка. Он подает документы в налоговый орган и получает отказ. Причина отказа — недостоверность сведений в ЕГРЮЛ по другой организации, в которой генеральный директор тоже является руководителем. Эта организация давно не вела деятельность, и в планах было начать процедуру ее ликвидации. Выясняется, что отметку о недостоверности сведений внесли более пяти месяцев назад, а значит, компания оказалась на грани ликвидации по решению налогового органа.
Казалось бы, ничего страшного, ведь тут планы учредителей и налоговой инспекции совпали. Если бы не один неприятный момент: когда компанию ликвидируют в связи с недостоверными сведениями в ЕГРЮЛ, это влечет дисквалификацию руководителя на три года. Это значит, что герой этой истории не смог бы в течение этого срока занимать руководящие должности.
О том, что в ЕГРЮЛ есть отметка о недостоверности сведений, организация может узнать и от контрагентов, после того как те проверят компанию перед заключением важной сделки. А это уже грозит потерей деловой репутации и стратегических партнеров.
И это еще не все. «Черная метка» в ЕГРЮЛ грозит: