13 декабря 2016 г.
Всего лишь несколько последних лет практика применения положений об аффилированных лицах в корпоративных отношениях носит вполне устоявшийся характер, и многие проблемы правоприменения имеют сегодня вполне конкретные решения, выработанные судебной практикой.
За почти 18-летний период «жизни» правил признания лиц аффилированными они подвергались существенным корректировкам, но в целом сформированную практику применения этих норм можно признать соответствующей ее совершеннолетнему возрасту. Однако в ближайшем будущем актуальность познания и совершенствования этой практики во многом утратится в связи с вступающими в силу с 01.01.2017 изменениями в законы о хозяйственных обществах в части регулирования сделок с заинтересованностью, и планируемыми изменениями правил приобретения крупных пакетов акций, содержащихся в главе ХI.1 закона об акционерных обществах. Напомним, что сейчас положения указанных нормативных актов в части регулирования озвученных корпоративных процедур оперируют категорией «аффилированные лица», которая в скором времени будет заменена лицами, признаваемыми контролирующими и подконтрольными.
Какие из пока не решенных законодателем и судом проблем снимет такая замена и какие, напротив, новые сложности и последствия вызовет? Рассмотрение некоторых аспектов введения в корпоративное право категории «контролирующие лица» и будет предметом нашего внимания.
Аффилированные лица юридического лица
В соответствии со ст. 4 закона о конкуренции аффилированными лицами юридического лица являются лица, способные оказывать влияние на его деятельность, к коим названная статья относит:
• членов органов управления;
• владельцев более 20% голосующих акций (долей);
• иных юридических лиц, в которых данное лицо имеет право распоряжаться более 20% голосующих акций (долей);
• лиц, принадлежащих к той же группе, что и юридическое лицо.