Финансист Александр Васюк о двойственной роли Банка России — банковского регулятора и оператора Системы быстрых платежей.
Для развития конкуренции на банковском рынке Банк России постепенно внедряет ряд важных инфраструктурных проектов – систему быстрых платежей (СБП), механизм единой биометрической идентификации, а также сервис по оплате товаров и услуг с использованием QR-кодов. По замыслу регулятора это должно снизить входные барьеры для конкуренции и повысить доступность финансовых услуг для населения и бизнеса. Но в результате Банк России становится оператором альтернативной, конкурирующей платформы в противовес крупнейшему игроку банковского сектора – Сбербанку, и такое положение, на мой взгляд, не может содействовать здоровой конкуренции на рынке.
СБП – единая платформа для мгновенных банковских переводов с помощью телефонного номера в качестве идентификатора – работает с декабря 2018 г. К ней уже подключились 14 банков, в том числе ВТБ, Альфа-банк, Raiffeisenbank, Газпромбанк, «Тинькофф». Нет сомнений, что эта услуга полезна для развития рынка: она расширяет возможности в ежедневных расчетах и стимулирует дальнейший переход из наличных в безналичные расчеты. Подобные системы платежей популярны в скандинавских странах, правда, там такие проекты были реализованы совместными усилиями местных коммерческих банков – например, Vipps в Норвегии, Swish в Швеции и MobilePay в Дании. В России одним из первых привязал телефонные номера клиентов к реквизитам платежных карт Сбербанк, эта система востребована его клиентами. В СБП Сбербанк видит конкурента своей системе, и вполне логично, что банк пока не очень мотивирован присоединяться к проекту Банка России.