Верховный суд отстоял обещание президента России Владимира Путина защитить тех, кто подал декларацию об амнистии капитала, от силовиков.
Следователи не могут ни использовать декларации и сведения из них как доказательства в уголовных делах, ни возбуждать на их основании дела, ни изымать их даже по решению суда. Использовать в суде такую декларацию можно лишь с согласия декларанта. А все противоречия между Уголовно-процессуальным кодексом, законом об оперативно-розыскной деятельности и законом об амнистии капитала должны решаться в пользу последнего. При этом гарантии распространяются на любые уголовные дела против людей, подавших декларации об амнистии.
Такие разъяснения 30 октября утвердил президиум Верховного суда (ВС). Подготовить их поручил председатель суда Вячеслав Лебедев, сообщил представитель ВС.
Еще перед началом первого этапа амнистии капитала в 2014 г. Путин уверял, что бизнес, решивший раскрыться российским властям, «получит твердые правовые гарантии, что его не будут таскать по различным органам, в том числе правоохранительным, трясти, не спросят об источниках и способах получения капитала». Поверили обещанию многие – к июню 2019 г. бизнесмены подали 19 000 деклараций, сообщал Минфин.
Но в сентябре 2019 г. стало известно, что сотрудники ФСБ не только получили доступ к декларации об амнистии, но и используют сведения из нее в деле Валерия Израйлита, совладельца компании «Усть-Луга», строившей одноименный порт. По версии обвинения, преступная группа, в которую входил Израйлит, экономила на поставках некачественных труб для порта и выводила средства за границу. Декларация, поданная Израйлитом в 2016 г., стала одним из доказательств обвинения. Сотрудники ФСБ изъяли ее по решению суда из центрального офиса Федеральной налоговой службы.
Адвокаты Израйлита настаивали на незаконности использования декларации в процессе против предпринимателя. Но Дзержинский районный суд Петербурга решил, поскольку Израйлиту инкриминированы преступления, на которые амнистия не распространяется, значит, использование декларации законно. А судья ВС Александр Ботин отказался передать в кассацию жалобу адвокатов Израйлита на изъятие его декларации. Правда, спустя две недели зампредседателя ВС Владимир Давыдов отменил постановление Ботина.
Уже после первых новостей о прецеденте в деле Израйлита желание бизнеса подавать декларации (третий этап амнистии капитала идет до конца февраля 2020 г.) иссякло, говорил управляющий партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин. Фактически амнистия остановилась, подтверждает федеральный чиновник. Многие клиенты были возмущены и рассказывали, что собираются обращаться напрямую к высокопоставленным чиновникам за разъяснениями и гарантиями, что это будет единичным случаем, рассказывал налоговый консультант крупной компании.
В итоге решение о том, что бизнесу должно быть дано разъяснение, было принято на самом высоком уровне, сказал чиновник, важно показать, что государство готово подтвердить свои гарантии и решение ВС их дает. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков в октябре уточнял, что «эпизод [по делу Израйлита] докладывался президенту».
Ситуация, когда от решения суда отказать защите до разъяснений ВС прошло меньше месяца, показала ключевую проблему судебной системы страны, говорит сотрудник фонда прямых инвестиций: при прямых гарантиях, прописанных в законе, решение все равно должно приниматься при участии президента.
В экстраординарных случаях уголовного преследования бизнесменов почти единственным шансом на защиту остаются личные гарантии приближенных президента, а часто – его персональное мнение и обещание, согласен адвокат – участник одного из громких уголовных дел против бизнеса. Это девальвирует принципы равенства перед законом и справедливости судебной системы, заключает он. И даже личная реакция президента на громкий прецедент не гарантирует решения проблемы, предупреждает собеседник «Ведомостей»: политическая риторика против закошмаривания бизнеса на местах искажается или не работает. Предложить меры для повышения доверия бизнеса к судебной и правоохранительной системам силовики, ВС и Минэкономразвития должны к середине декабря, поручил во вторник, 29 октября, премьер-министр Дмитрий Медведев.
Разъяснения ВС должны снять все спорные вопросы и обеспечить гарантии, предусмотренные амнистией капитала, надеется один из адвокатов бизнесмена – Виктория Бурковская, партнер «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». Решение президиума ВС нельзя пересмотреть, уверена она. Изменить решение может лишь сам президиум ВС, согласен руководитель аналитической службы «Пепеляев групп» Вадим Зарипов, но лучше все равно закрепить его позицию пленумом ВС как вышестоящей инстанцией.
Риск, что районные суды продолжат противоречить разъяснениям ВС, сохраняется, говорит адвокат – участник одного из громких уголовных дел против бизнеса. Но теперь адвокаты смогут ссылаться на ВС и выводить дела на более высокий уровень, надеется он. Бывают случаи, когда нижестоящие суды не следуют разъяснениям ВС, согласен управляющий партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Рустам Курмаев. Например, под стражей до сих пор находятся некоторые обвиняемые по делу Baring Vostok, хотя ВС указывал, что обвиняемые по «предпринимательским составам» преступлений не должны пребывать под стражей, напоминает он.