На их разработку потребуется около двух лет, предупреждают эксперты.
Банк России изучает возможность выпуска цифрового рубля. «Цифровой рубль может стать новой формой денег наряду с наличными и безналичными», – говорится в консультативном докладе ЦБ, размещенном на сайте организации. «Как и безналичные деньги, цифровой рубль делает возможными дистанционные платежи и расчеты онлайн. С другой стороны, как и наличные деньги, цифровой рубль может использоваться в офлайн-режиме – при отсутствии доступа к интернету», – говорится в сообщении регулятора.
Наличные деньги, как все знают, выпускают в виде банкнот с уникальным номером. Безналичные – это записи на счетах в коммерческих банках. Цифровым же рублям присвоят коды, которые будут храниться в специальных электронных кошельках. То есть переход цифрового рубля от одного пользователя к другому будет сопровождаться передачей кодов.
Цифровой рубль, как предполагается, станет доступен всем: гражданам, бизнесу, участникам финансового рынка, государству. И будет выполнять все три базовые функции денег (средство платежа, мера стоимости, средство сбережения). При этом все три формы российской валюты будут абсолютно равноценными: как сейчас 1 наличный рубль эквивалентен 1 безналичному, так и 1 цифровой рубль будет эквивалентен каждому из них. «Экономически ключевая инновация в выпуске цифрового рубля заключается не в новой форме денег, а в расширении прямого доступа экономических агентов к обязательствам Центрального банка», – объясняет зампредседателя Банка России Алексей Заботкин.
«Эмиссию цифрового рубля будет осуществлять Банк России, но количество денег от этого не увеличится», – поясняет руководитель направления Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Олег Солнцев. Он отмечает, что сравнивать объявленный Банком России цифровой рубль с криптовалютой некорректно, поскольку существующие сейчас популярные криптовалюты представляют собой децентрализованные деньги, эмиссией которых не занимается какое-то одно конкретное учреждение.
Преимущество цифрового рубля в том, что он сможет сделать платежи быстрее, проще и безопаснее. «Цифровой рубль может стать новым удобным дополнительным средством расчета как для покупателей, так и для продавцов, в том числе на отдаленных, малонаселенных и труднодоступных территориях, где доступ к финансовой инфраструктуре ограничен. Благодаря цифровому рублю возрастет охват населения финансовыми услугами, которые станут доступнее, что в итоге улучшит качество жизни», – отмечают в Банке России. При этом специалисты ЦБ считают, что с созданием цифрового рубля стоит поторопиться – чтобы «ограничить риск перераспределения средств в иностранные цифровые валюты, способствуя макроэкономической и финансовой стабильности».
Как отмечает Солнцев, разработкой национальных цифровых валют заняты сегодня крупнейшие мировые державы – Китай и США. «В трех странах – в Уругвае, на Украине и в Эквадоре – завершены тестирования национальной цифровой валюты, еще в шести, среди которых Китай, Южная Корея и Швеция, реализуются пилотные проекты», – уточняет Заботкин. «Идея внедрения цифрового рубля возникла на фоне зарождающейся конкуренции на рынке цифровых валют, – говорит руководитель рабочей группы Госдумы по оценкам рисков оборота криптовалюты Элина Сидоренко. – До конца 2020 г. на этот рынок полноценно выйдет Китай со своим цифровым юанем. Международный ритейл уже начал работать с этой валютой. Идет разработка цифровых доллара и евро. Если Россия поторопится, то сможет занять весомую долю рынка».
Будут ли привлечены к распространению и обслуживанию цифрового рубля банки, пока не ясно. Есть два варианта обращения цифровых денег – одноуровневый и двухуровневый, отмечает Заботкин. В первом варианте граждане и организации могут открывать электронные кошельки для расчетов с цифровой национальной валютой непосредственно в центральном банке, который будет осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов напрямую, без участия коммерческих банков. При двухуровневом варианте центробанк выпускает цифровую валюту, а коммерческие банки распространяют ее среди клиентов и осуществляют их обслуживание.
Солнцев считает, что создание цифрового рубля может создать проблемы для банковской системы. «Может быть очень приличный отток денег со счетов и вкладов, так как цифровой рубль удобнее и дешевле для переводов, он так же надежен и ликвиден, как наличные деньги, и так же безопасен, как деньги на карточке. В условиях, когда за переводы банки берут комиссии, а процент по депозитам все ниже и ниже, многие захотят использовать цифровой рубль ЦБ и для переводов, и для хранения», – полагает Солнцев. К тому же цифровые деньги никуда не денутся, даже если банк обанкротится, добавляет он.
Заботкин считает, что бить тревогу из-за этого не стоит: ЦБ в состоянии обеспечить ликвидностью банковскую систему. «Чтобы банки имели возможность прогнозировать необходимые объемы операций с центральным банком и фондировать перетоки денежных средств из одной формы в другую, возможна выработка некоторых условий для конвертации средств со счета в банке в цифровые рубли – аналогично тем правилам, которые сейчас действуют при снятии наличных. Например, предварительное уведомление банка о необходимости снять со счета сумму выше определенного размера», – подчеркивает зампред ЦБ.
Впрочем, отмечается в сообщении ЦБ, «Банк России еще не принял решение о выпуске цифрового рубля». А по мнению Сидоренко, на его разработку уйдет как минимум два года.