Краудфандинг помогает привлечь внимание общества к социальным проблемам и их решению
Краудфандинг (коллективное финансирование, от англ. crowd — толпа, funding — финансирование) — явление не новое. Во всем мире на пожертвования часто строили храмы. Однако в качестве способа привлечения инвестиций в бизнес краудфандинг стали применять сравнительно недавно. При этом уже успели сформироваться эффективные модели, полезные и донору, и автору идеи, на которую предполагается собирать средства. Зачем краудфандинг корпорациям и как используют этот инструмент в России, объяснила Plus-one.ru PR-директор российского интернет-сервиса по привлечению коллективного финансирования Planeta.ru Наталия Игнатенко.
В конце февраля на мировом рынке краудфандинга появился новый заметный игрок. Крупнейшая площадка для онлайн-торговли Amazon запустила собственную крауд-платформу Build It. Там будут выставлены новые продукты самой компании, которые при наличии интереса со стороны пользователей выпустят на массовый рынок.
Инициатива Amazon не уникальна. В 2015 году китайская компания — производитель потребительской электроники Xiaomi запустила крауд-платформу Youpin для тестирования спроса на будущую продукцию. Работает площадка так: производитель (не только Xiaomi, но и партнеры, дочерние компании, суббренды) публикует описание нового товара и обозначает сумму, необходимую для запуска товара в производство. Пользователи сайта, заинтересовавшиеся этой новинкой, могут сделать предварительный заказ по привлекательной цене. Если в обозначенный срок необходимая сумма не собирается, деньги возвращаются вкладчикам, а производители понимают, что конкретный гаджет не интересен людям. Так бизнес экономит массу средств.
Предугадать спрос заранее практически невозможно. Например, благодаря Youpin, то есть благодаря голосованию юанем, были выпущены электромухобойка, термос с отдельной емкостью для отфильтровывания чая, «умное» сиденье для унитаза с функциями массажа и биде. Впрочем, самым продаваемым продуктом Xiaomi на Youpin за 2020 год стала гелевая ручка Mi Gel Pen — ее приобрели более 450 тыс. раз. Второе место заняла зубная щетка Т100 — их продано более 250 тыс. штук. Больше 200 тыс. раз пользователи китайской крауд-площадки оформили предзаказ на кусачки для ногтей. По данным статистического сервиса Statista, только в июле 2019 года Youpin собрала на производство новых продуктов 147,8 млн юаней (около $23 млн). Это примерно половина от общего сбора 10 крупнейших в Китае краудфандинговых ресурсов за этот же месяц. Очевидно, что краудфандинг для Xiaomi не только способ тестирования диковинных товаров, но и источник заработка. Так, комиссия за размещение нового товара на площадке может составлять от 3% до 30%. А с августа 2020 года прийти на Youpin в качестве автора проекта можно только по специальному приглашению.
В России аналогом крауд-платформ Amazon и Xiaomi можно назвать площадку CrowdRepublic, запущенную в апреле 2015 года компанией Hobby World, крупнейшим в стране производителем настольных игр. В отличие от Planeta.ru и других российских многопрофильных крауд-площадок, у CrowdRepublic есть четкая специализация. Она занимается только настольными играми, комиксами и с недавних пор книгами по мотивам популярных игр. Некоторые проекты на CrowdRepublic запускает сама Hobby World, чтобы собирать предзаказы на свои новые игры. Например, прямо сейчас издательство выпускает дополнения к настольной ролевой игре «Ведьмак» по легендарному польскому фэнтези. Впрочем, на сайте активно стараются размещать и «внешние» проекты. Рекордсменом платформы стал предзаказ настольной игры-«тяжеловеса» Gloomhaven (коробка весит почти 9 кг!). Кампания завершилась сбором в 14,3 млн рублей в ноябре 2019 года и до сих пор занимает третье место по сборам на российских краудфандинговых платформах. Лидирует в этом рейтинге проект по предзаказу альбома группы «Алиса» «Посолонь», собравший в 2019 году на Planeta.ru 17,4 млн рублей. Второе место у кампании по изданию на русском языке популярного китайского фэнтезийного романа Мосян Тунсю «Магистр дьявольского культа». Проект завершился в феврале 2020 года на Boomstarter со сбором в 15,7 млн рублей.
Всего за 6 лет проекты CrowdRepublic собрали больше 182 млн рублей. Комиссия площадки составляет 10% от итогового сбора успешного проекта, 5% из них идут на комиссию платежных систем. Если проект не собирает заявленную сумму, площадка выставляет автору счет в 5% от его суммы сбора, чтобы вернуть деньги участникам проекта, не неся финансовых потерь.
Между тем бизнесу необязательно запускать автономную краудфандинговую платформу. Многие бренды предпочитают инициировать специальные проекты в партнерстве с известными краудфандинговыми платформами. Так, с 2015 по 2018 год проходила совместная с Planeta.ru программа «Мегафон помогает», в рамках которой телекоммуникационная компания в четыре раза увеличивала взносы в отобранные благотворительные крауд-кампании. Только в первый год работы программы софинансирования таким образом удалось собрать более 13 млн рублей для 18 социальных проектов. Игровой механизм в значительной степени повлиял и на интерес пользователей: не каждый день получается в прямом эфире наблюдать, как твои деньги увеличиваются в четыре раза. В итоге средний чек в этой категории на 33% превышал стандартные значения платформы. По словам представителей Мегафона, краудфандинг помог привлечь дополнительное внимание общественности к социальным проблемам и их решению. Кроме того, он повысил эффективность благотворительной деятельности компании в целом.
В ноябре 2016 года Planeta.ru в партнерстве с инвестиционной платформой Eva Invest и Российской венчурной компанией (РВК) запустила первое в Рунете технологическое реалити-шоу «Битва технологий». Его участниками стали изобретатели hardware-стартапов (инновационное производство оборудования. — Прим. Plus-one.ru). Десять отобранных команд разработчиков в течение месяца проходили обучение в крауд-акселераторе. В итоге пятеро победителей запустили свои первые крауд-кампании со стартовым взносом по 100 тыс. рублей от РВК.
Помимо стартового взноса или умножения, существует еще одна модель — дофинансирование проектов после сбора «переломной суммы». В этом случае бренд добавляет недостающую сумму после того, как оговоренная часть собрана с помощью обычных пользователей. В прошлом году Planeta.ru запустила две таких спецкатегории. С брендом Kotex площадка открыла направление по поддержке женских инициатив «Вместе мы можем все». Совместно с Росбанком была создана спецкатегория помощи малому бизнесу и социальным предпринимателям «Вместе поддержим бизнес». Обе компании дофинансировали из собственных средств проекты, своими силами достигшие не менее 40%. Это коррелирует с правилами Planeta.ru, согласно которым успешной может считаться кампания, собравшая не менее половины от заявленной финансовой цели. Таким образом, Kotex и Росбанк помогали проектам подшефных категорий гарантированно получать собранные средства. При этом Kotex дополнительно вовлек в акцию и своих покупательниц: 10 рублей с каждой проданной пачки средств женской гигиены шли в фонд поддержки женских инициатив, который в равных долях распределялся между участницами спецпроекта. За два месяца так удалось собрать почти 483 тыс. рублей.
Очевидно, что для крупного бизнеса такие акции полезны с точки зрения укрепления взаимоотношений с клиентами, выхода на новую аудиторию и трансляции ценностей, корпоративной социальной ответственности. Запуск корпоративных программ неинвестиционного краудфандинга Planeta.ru с Kotex и Росбанком стал одним из самых значимых событий 2020 года на рынке крауд-технологий. Это мнение исполнительного директора Ассоциации операторов инвестиционных платформ Кирилла Косминского. Корпоративные программы, по его мнению, это новый этап развития краудфандинга, кратно увеличивающий шансы авторов на успех. В конце прошлого года собственный проект дофинансирования авторов запустила и сама Planeta.ru. В рамках бессрочной программы «Планета поддерживает» площадка финансово помогает некоторым крауд-кампаниям, выкупая у авторов товары для своего магазина. Дофинансирование на сумму почти в 2 млн рублей уже получили 17 проектов.
Краудфандинг, не предполагающий выплаты дивидендов за вложения, может быть интересен и инвесторам. Предпринимательнице Светлане Новак запустить крауд-кампанию предложили бизнес-ангелы. Женщина собрала 110 тыс. рублей на оформление необходимой документации и производство первой партии своего необычного продукта — мармелада из морской капусты, которую вручную собирают жители Сахалина. Казалось бы, это не очень большая сумма, но она позволила достичь смысловых целей кампании и запустить новый продукт. Но главное — благодаря крауд-кампании Светлане Новак удалось найти новые каналы сбыта только появившегося десерта и сразу отправить его на полки магазинов. Увидев спрос, бизнес-ангелы инвестировали в проект предпринимательницы 600 тыс. рублей за 6% от прибыли. Так небольшой крауд-проект достиг тех же целей, что и гиганты Amazon и Xiaomi, запускающие свои краудфандинговые платформы. И несмотря на то, что целью краудфандинга является привлечение финансирования, многие исследователи считают маркетинговое исследование его самой полезной функцией.