В частности, президент дал разным ведомствам поручения, чтобы сделать борьбу с коррупцией эффективнее. Они касаются уточнения формулировок в законах, обучения бизнеса, ужесточения наказания за коррупцию
На портале правовой информации опубликован указ президента Владимира Путина об утверждении национального плана по борьбе с коррупцией на 2021–2024 годы и сам текст документа, занимающий около 30 страниц.
Впервые подобный документ был принят в 2008 году президентом Дмитрием Медведевым, и с тех пор новые версии утверждались каждые два года, в последний раз в 2018-м.
*Президент поручил правительству до 15 октября подготовить предложения по совершенствованию порядка представления лицами, замещающими государственные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
* Генпрокуратуре, МВД, ФСБ и СК — по запрету госслужбы для тех, кто отделался штрафами за коррупционное преступление.
* Генпрокуратуре вместе с ЦБ — по вопросам, связанным с получением прокурорами информации, составляющей банковскую тайну.
* Администрации президента совместно с ЦБ было поручено доработать законопроект о предоставлении сведений о доходах, расходах и имуществе финансовых уполномоченных, а также тех, кто претендует на эту должность.
* Минфину с участием Минтруда, Минцифры и Центробанка — представить предложения по проверке достоверности и полноты сведений о владении цифровыми активами и цифровой валютой.
* Правительству — представить предложения по уточнению понятий «конфликт интересов», «личная заинтересованность», «лица, находящиеся в близком родстве или свойстве», «иные близкие отношения», которые содержатся в антикоррупционном законодательстве.
* Правительству также поручено рассмотреть вопрос о наделении высших должностных лиц регионов правом запрашивать проведение оперативно-разыскных мероприятий во время антикоррупционных проверок в отношении чиновников. Помимо этого — совместно с ЦБ оценить целесообразность наделения чиновников, ответственных за борьбу с коррупцией в регионах, правом направлять запросы в кредитные организации, налоговую, органы, регистрирующие права на недвижимость, а также операторам информационных систем, которые выпускают цифровые финансовые активы.
* МВД совместно с ФСБ и Казначейством — принять меры, чтобы не допустить нецелевого использования бюджетных средств, выделяемых в том числе на борьбу с распространением COVID-19, обратив особое внимание на факты взяточничества.
* Минпромторгу — рассмотреть вопрос о проведении для российских участников внешнеэкономической деятельности образовательных мероприятий, в ходе которых они бы учились минимизировать риски подпадания под действие антикоррупционного законодательства других стран.
В целом в документе определены 16 основных направлений антикоррупционной деятельности, разбитых на поручения, в том числе: совершенствование системы запретов, ограничений и обязанностей, которые установлены в разных сферах деятельности; работа с конфликтами интересов и их предотвращение; подтверждение достоверности сведений о доходах и расходах; правовое регулирование ответственности за несоблюдение антикоррупционных стандартов; применение мер административного и уголовного воздействия; защита информации ограниченного доступа, полученной в ходе борьбы с коррупцией, и другие.
План предлагает рассмотреть возможность применить антикоррупционные стандарты на временно исполняющих обязанности, рассказал РБК старший юрист компании «Трансперенси Интернешнл — Россия» (включена в реестр НКО-иноагентов) Григорий Машанов. «Это был огромный пробел, и мы с ним сталкивались, когда врио работает годами, но при этом не подает декларации, продолжает заниматься бизнесом. В каких-то регионах прокуратура считала это нарушением, в каких-то нет; единого стандарта не было», — отметил он. При этом речь идет только о том, чтобы «рассмотреть вопрос о целесообразности», поэтому говорить о расширении стандартов преждевременно, добавил юрист.
Новинкой выступает поручение проанализировать коррупционные риски при принятии решений о выделении субсидий из бюджетов, отметил Машанов. Национальный план также запретит директорам унитарных предприятий замещать должность при судимости по коррупционным составам. Согласно документу, нельзя будет принимать на госслужбу лиц без судимости, но с судебными штрафами по коррупционным составам.
Документ обязывает проанализировать меры властей по защите лиц, которые сообщили о коррупции в прокуратуру. Несмотря на то что в предыдущих планах подобные поручения уже были, закона о защите заявителей так и не приняли, отмечает Машанов. «Огромное число статей научных, исследований было на эту тему, куча публикаций в СМИ — наличие проблемы и ее причины очевидны, но почему-то опять только поручение рассмотреть вопрос», — сказал юрист.
План предусматривает много докладов по мониторингу, однако вся отчетность об исполнении пунктов вряд ли будет публичной, считает Машанов. По его словам, документ не предусматривает механизмов по общественному контролю: «Государству это явно неинтересно». Кроме того, по мнению юриста, план не решает проблему с коррупцией при государственных закупках, а также не содержит требования к большей открытости деклараций, например обязательной публикации цифровых активов. «В целом много косметических предложений, а системных мало», — заключил он.
Национальный план 2018 года состоял из восьми глав, в 2021-м их стало 16, обращает внимание член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова. Часть посвящена мерам и проблемам, которые ранее не упоминались в стратегиях прошлых лет. В частности, по словам юриста, новый документ содержит предложения по пресечению коррупции с цифровыми финансовыми активами и цифровой валютой. Кроме того, в отдельную главу выделили меры по взаимодействию с предпринимательским сообществом: опрос об отношении к коррупции и проведение антикоррупционных акций. Документ также содержит рекомендации не допустить нецелевое использование средств на противоэпидемические мероприятия и на противодействие распространению коронавируса.