Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предложил для защиты национальных интересов ограничить права акционеров-нерезидентов и акционеров с неустановленным гражданством. Предлагается ввести это ограничение в отношении компаний с госучастием или стратегических предприятий. Подробности и экспертные оценки — в материале «Известий».
Спорное решение
Предложения РСПП по ограничению прав иностранных акционеров компаний с госучастием и стратегических предприятий «временно, например до конца 2022 года», а также по упрощению процедур делистинга и реструктуризации компаний сроком на 3–5 лет представляются неоднозначными многим наблюдателям.
«Компаниям они дают некоторые тактические преимущества — возможность не начислять и не платить иностранным акционерам дивиденды, не выкупать у них акции в соответствии с требованиями законодательства, не учитывать их голоса, не предоставлять доступ к документам и информации о компании. Здесь стоит учитывать, что ряд временных ограничений для иностранных инвесторов уже был введен указами президента РФ и решениями Банка России», — сообщила «Известиям» руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая.
Однако даже в условиях жестких санкций, которые многие называют экономической войной, дискриминация прав иностранных инвесторов — в том числе и тех, которые пока готовы остаться в России, — представляется стратегически спорным решением, подчеркнула эксперт.
По мнению заместителя Банковского института развития Юлии Макаренко, иностранные инвесторы не могут быть более ущемлены в правах, чем они есть сейчас. «Посудите сами, иностранные компании сами заморозили свои активы, производство, многие продолжают платить сотрудникам зарплаты, что очень похвально, конечно, но со стороны выглядит как по большей части показуха».
Однако Ольга Беленькая считает, что даже если ограничение в правах будет временным, оно может на длительный срок негативно отразиться на желании инвестировать в российскую экономику.
С ней не согласна Юлия Макаренко: «Мы не считаем, что на инвестиционный климат России сейчас может повлиять конкретно это решение». По ее словам, если российские проекты выгодны для иностранцев и приносят им большую прибыль, рано или поздно они вернутся.
«Другое дело, кто их уже сюда пустит», — добавила она.
Угроза нашей безопасности
С 1990-х годов акции ряда стратегических предприятий РФ находятся в иностранном владении, что несет угрозу национальной безопасности, подчеркнул исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал» Артем Тузов.
«Предложение РСПП носит практический характер. Указом президента иностранные акционеры из недружественных РФ государств ограничены в продаже ценных бумаг любых компаний на территории РФ и получении дивидендов от акционерных обществ. Но не ограничены в остальных своих акционерных правах. Для компаний, имеющих стратегическое значение для государства, действительно было бы целесообразно установить более жесткий порядок осуществления своих прав такими акционерами», — добавил Артем Тузов.
По его словам, для иностранных акционеров подобное предложение делает еще менее привлекательным инвестиции в российские компании. Но в силу ранее введенных ограничений на долю владения иностранными инвесторами в российских компаниях, имеющих статус стратегических, интереса к подобным инвестициям и раньше было мало.
Делистинг акций
Что касается предложений РСПП по упрощению процедуры делистинга акций, снижению порога принудительного выкупа акций с 95 до 90%, сокращению с шести месяцев до трех периода расчета средневзвешенной цены для целей определения цены выкупа акций у миноритариев, что в текущих ситуациях позволит компаниям значительно снизить эту цену, то они, насколько можно понять, направлены уже не против иностранных акционеров, а в целом против миноритариев и рассчитаны на более длительный срок (3–5 лет). Такое мнение «Известиям» высказала Ольга Беленькая.
По ее словам, в России достаточно долго и тяжело выстраивались принципы корпоративного управления, защищающие интересы миноритарных акционеров, и вряд ли стоит их отменять в одностороннем порядке, пользуясь аргументацией об обострившейся международной обстановке.
Однако борьбу с миноритарными акционерами, а точнее, с распространенной в этой среде сомнительной практикой «гринмейла», государство уже пробовало проводить в другие годы, и пока особо успехов в этой области не наблюдалось, напомнила управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева. «Гринмейл — комплекс корпоративных действий, которые совершает миноритарий, чтобы вынудить общество или его основных акционеров приобрести акции, принадлежавшие этому миноритарию, по цене, которая значительно превышает рыночную», — напомнила она. Однако же на данный момент в крупных госкомпаниях и стратегических предприятиях таких миноритариев больше не наблюдается.
Артем Тузов считает, что для иностранных компаний, желающих сохранить долю в российском бизнесе, вариантов несколько. «Первое — если конечный бенефициар иностранного владельца акций стратегических предприятий является или являлся ранее российским гражданином, воспользоваться возможностью амнистировать капитал и перевести активы в российскую юрисдикцию. Второй вариант — если конечный бенефициар иностранный гражданин, получить российское гражданство за инвестиции и возможность распоряжаться активами», — поделился идеями Артем Тузов.
Кроме того, как считает эксперт, можно продать акции компании, дождавшись отмены ограничений или получив на это разрешение у властей РФ.