Банки и финразведка придумали, как бороться с отмыванием денег через суды и приставов

25 апреля 2017 г.

Росфинмониторинг и участники банковского сообщества договорились, как бороться с отмыванием денег через Федеральную службу судебных приставов (ФССП). Переписку с финразведкой на этот счет опубликовала Ассоциация региональных банков "Россия", пишет РБК.


Так называемая судебная схема представляет собой модификацию известной "молдавской" схемы, которая теперь легализуется госструктурой – ФССП. В схеме участвуют два юридических лица, одно из которых является резидентом РФ, а другое – нерезидентом. Резидент требует с нерезидента задолженность по фиктивному договору. Стороны обращаются в третейский или обычный суд для мирного урегулирования искусственно созданного спора. Получив исполнительный лист, мошенники направляется к приставам, которые списывают деньги с банковского счета "должника", а затем переводят их на зарубежный счет "взыскателя" (см. "ФССП стала "прокладкой" в cхеме вывода средств за границу").


Свои рекомендации по борьбе с этим способом легализации преступных доходов в феврале 2017 года выпустил Банк России. Регулятор предложил банкам действовать по жесткому сценарию: в случае возникновения подозрений отказывать в таких транзакциях и уделять усиленное внимание ко всем операциям этих юрлиц в дальнейшем. Если клиент прибегал к сомнительным схемам дважды в течение года, то отношения с ним надлежит прервать. ЦБ указывал, что по счетам таких "должников" и "взыскателей" расходные операции, как правило, не проводятся либо они имеют нерегулярный характер (см. "ЦБ объяснил банкам, как бороться со схемой отмывания денег через ФССП").


Однако подход регулятора банкиров не устроил: согласно законодательству о судебной системе и исполнительном производстве, они не имеют права отказать в списании по исполнительному листу. Кроме того, это чревато претензиями со стороны оказавшихся добросовестными клиентов. Решение, которое согласовано с Росфинмониторингом, менее рискованно. Получив запрос на подозрительную транзакцию, банк проводит её, после чего информирует об операции финразведку. А в дальнейшем действует в соответствии с требованиями антиотмывочного закона (115-ФЗ).


Решение является промежуточным, нужно менять законодательство, считают банкиры. "Россия" предлагает, например, разрешить банкам отказывать в выполнении распоряжений судебных приставов либо замораживать сомнительные операции до получения указаний от Росфинмониторинга.