• БЕСПЛАТНЫЕ
    УСЛУГИ
  • УСЛУГИ
    ПРИ СОЗДАНИИ ОБЩЕСТВА
  • УСЛУГИ
    ДЛЯ АО
  • УСЛУГИ
    ЭМИТЕНТАМ ОБЛИГАЦИЙ
  • УСЛУГИ
    ДЛЯ ООО
  • УСЛУГИ
    СОБСТВЕННИКАМ КВАРТИР
  • УСЛУГИ
    ДЛЯ СНТ
  • Важные пояснения и рекомендации в связи с принятием Федерального закона от 09.07.2018 № 209-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах»


    23 Апреля 2019



    ГОТОВИМ ГОДОВОЕ СОБРАНИЕ. Важные пояснения и рекомендации в связи с принятием Федерального закона от 09.07.2018 № 209-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» (далее - Закон) размещены на сайте Банка России:

    1. Организация в публичной компании качественного и эффективного корпоративного управления способствует обеспечению ее стабильности и долгосрочному развитию, росту доверия к компании со стороны акционеров и инвесторов. Основываясь на ключевых принципах корпоративного управления, Законом внесены изменения, затрагивающие наиболее значимые направления корпоративного управления в акционерном обществе, обеспечивающие его эффективность, а также устраняющие законодательные препятствия для их реализации, что, по мнению Банка России, способствует повышению внутренней эффективности российских публичных акционерных обществ.

    2. Абзац второй пункта 7 статьи 53 Федерального закона от 26.12.1995

    № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об акционерных обществах) в редакции Закона предоставляет совету директоров право предлагать кандидатов для образования нового состава совета директоров независимо от количества кандидатов, предложенных акционерами для образования совета директоров. Существовавшее до принятия Закона регулирование позволяло совету директоров предлагать кандидатов для избрания в совет директоров лишь в случае отсутствия достаточного количества кандидатов, выдвинутых иными лицами.

    Наделение совета директоров правом предлагать кандидатов для образования нового состава совета директоров способствует усилению его роли в управлении обществом. Возложение на совет директоров функций по осуществлению стратегического управления обществом с необходимостью определения ориентиров его деятельности на долгосрочную перспективу, определению основных принципов и подходов к организации в обществе системы управления рисками и внутреннего контроля, контролю за деятельностью исполнительных органов общества, а также иных ключевых функций, требует формирования эффективного, профессионального и сбалансированного совета директоров, способного выносить объективные независимые суждения и принимать решения, отвечающие интересам общества и его акционеров.

    Для формирования эффективного совета директоров и обеспечения его ключевой роли в системе корпоративного управления Банк России рекомендует совету директоров акционерного общества ежегодно оценивать текущую потребность совета директоров в компетенциях и профессиональных навыках своих членов и предлагать специалистов, обладающих соответствующими компетенциями и навыками, для избрания в совет директоров.

    В целях принятия независимых решений, отвечающих интересам общества, предотвращения внутренних конфликтов, а также обеспечения прозрачности совершения обществом существенных корпоративных действий, совету директоров акционерного общества рекомендуется выдвигать для избрания в состав совета директоров независимых директоров.

    Принимая во внимание, что планирование преемственности директоров обеспечивает формирование профессионального и эффективного состава совета директоров, повышая тем самым эффективность его работы, Банк России рекомендует публичным акционерным обществам разрабатывать внутренние документы, определяющие политику преемственности и оценки качества работы совета директоров.

    3. При передаче вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров, в компетенцию совета директоров общества у акционеров не возникает право требовать выкупа акций, предусмотренное статьей 75 Закона об акционерных обществах (абзац второй пункта 2 статьи 48 Закона об акционерных обществах в редакции Закона).

    Таким образом, снимается существовавшая до принятия Закона неопределенность относительно возникновения у акционерного общества обязанности по выкупу акций в случае принятия решений по соответствующим вопросам. Указанные изменения направлены на снижение препятствий к внедрению одного из важных принципов корпоративного управления, способствующих обеспечению эффективного управления компанией, - формированию советом директоров исполнительных органов управления акционерного общества.

    При этом формирование исполнительных органов управления акционерного общества советом директоров предоставляет совету директоров возможность осуществлять действенный контроль за деятельностью исполнительных органов общества, в том числе в части реализации ими стратегии развития, и оперативно принимать решения о формировании исполнительных органов, отвечающих потребностям общества, обеспечивая их преемственность, или об отстранении исполнительных органов в связи с ненадлежащим исполнением ими своих обязанностей.

    В связи с изложенным Банк России рекомендует советам директоров публичных акционерных обществ рассмотреть вопрос о целесообразности передачи полномочий по формированию исполнительных органов управления совету директоров.

    4. В целях создания условий для качественной проработки принимаемых советом директоров решений предусмотрена возможность формирования советом директоров комитетов для предварительного рассмотрения вопросов, относящихся к его компетенции (абзац первый пункта 3 статьи 64 Закона об акционерных обществах в редакции Закона). Работа комитетов совета директоров должна обеспечивать детальный анализ и обсуждение значимых вопросов для принятия по ним взвешенных решений.

    Закон не устанавливает специальных требований к комитетам совета директоров, в том числе к их наименованию. Компетенция и порядок деятельности комитетов совета директоров определяются внутренним документом общества, который утверждается советом директоров. Примерные положения о комитетах совета директоров публичного акционерного общества по аудиту, по номинациям и по вознаграждениям рекомендованы Банком России к применению письмом от 15.09.2016
    № ИН-015-52/66 «О положениях о совете директоров и о комитетах совета директоров публичного акционерного общества».

    Закон устанавливает императивное требование к наличию с 01.07.2020 в совете директоров публичного общества комитета по аудиту для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с контролем за финансово-хозяйственной деятельностью публичного общества (абзац второй пункта 3 статьи 64 Закона об акционерных обществах в редакции Закона).

    Банк России в целях повышения качества принимаемых советом директоров решений рекомендует публичным обществам определиться с функционалом и организацией работы комитета по аудиту, а при необходимости иных комитетов совета директоров, и разработать внутренние документы, регламентирующие их деятельность.

    5. С 01.09.2018 во всех публичных обществах должны быть организованы системы управления рисками и внутреннего контроля, а с 01.07.2020 должен осуществляться внутренний аудит (статья 87.1 Закона об акционерных обществах в редакции Закона). Определение принципов и подходов к организации в обществе управления рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита, а также утверждение внутренних документов общества, определяющих политику общества в области организации управления рисками и внутреннего контроля и внутреннего аудита, Закон об акционерных обществах в редакции Закона относит к компетенции совета директоров. При этом, внутренние документы общества, определяющие политику общества в области организации управления рисками и внутреннего контроля, а также внутреннего аудита не относятся к внутренним документам, регулирующим деятельность органов акционерного общества, и утверждаются советом директоров в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 87.1 Закона об акционерных обществах в редакции Закона.

    Организация системы управления рисками и внутреннего контроля в публичных обществах рекомендована Кодексом корпоративного управления 1 с учетом общепринятых концепций и практики работы в этой области 2.
    Система управления рисками и внутреннего контроля должна быть направлена на достижение поставленных перед обществом стратегических целей, а также обеспечивать объективное, справедливое и ясное представление о текущем состоянии и перспективах общества, целостность и прозрачность отчетности общества, разумность и приемлемость принимаемых обществом рисков. Организация системы управления рисками и внутреннего контроля зависит от специфики деятельности общества, используемой им модели корпоративного управления, объема и масштабов принимаемых рисков и т.д.

    Банк России рекомендует совету директоров, выполняющему в соответствии с Законом об акционерных обществах в редакции Закона определяющую роль в организации системы управления рисками и внутреннего контроля, избегать формального подхода к ее организации.

    6. Совету директоров рекомендуется принимать все необходимые меры для обеспечения уверенности в эффективном функционировании системы управления рисками и внутреннего контроля. Уверенность в надежности и

    эффективности управления рисками и внутреннего контроля должен обеспечивать организованный в публичном акционерном обществе внутренний аудит.

    Для организации внутреннего аудита публичное общество может руководствоваться общепринятыми международными стандартами аудита, в том числе Международными профессиональными стандартами внутреннего аудита Института внутренних аудиторов.

    Назначение и освобождение от должности должностного лица, ответственного за организацию и осуществление внутреннего аудита (руководителя структурного подразделения, ответственного за организацию и осуществление внутреннего аудита), отнесено к компетенции совета директоров публичного общества (пункт 2 статьи 87.1 Закона об акционерных обществах в редакции Закона). Кроме того, следует учитывать, что в соответствии с лучшими практиками корпоративного управления организация

    в публичном обществе внутреннего аудита должна быть основана на функциональной независимости органов внутреннего аудита от исполнительных органов общества, структурных подразделений общества и их работников.

    7. Создание в публичных обществах комитетов совета директоров по аудиту и системы управления рисками и внутреннего контроля, а также внутреннего аудита исключает необходимость обязательного формирования ревизионной комиссии. Пункт 1 статьи 85 Закона об акционерных обществах

    в редакции Закона предусматривает необходимость формирования ревизионной комиссии в публичных акционерных обществах только если это предусмотрено уставом.

    Создание ревизионной комиссии в непубличном обществе является обязательным, если уставом непубличного общества не предусмотрено отсутствие ревизионной комиссии или создание ее исключительно в случаях, предусмотренных уставом.

    Таким образом, каждому обществу представлена возможность самостоятельно оценить необходимость создания ревизионной комиссии с точки зрения организационных, контрольных и финансовых целей и принять взвешенное решение по данному вопросу. Наличие такой возможности позволяет исключить дублирование функционала в части осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью в публичных обществах, а также сократить расходы, связанные с деятельностью ревизионной комиссии.

    8. Пунктом 4 статьи 2 Закона предусмотрено, что в акционерных обществах, в которых по состоянию на 19.07.2018 в соответствии с уставом общества избран ревизор, положения Закона об акционерных обществах в редакции Закона о ревизионной комиссии применяются к ревизору таких обществ. То есть, указанные в переходных положениях Закона акционерные общества вправе по своему усмотрению решать вопрос о необходимости исключения из устава положений о ревизоре и включения в него положений о создании в обществе ревизионной комиссии.

    9. Решение вопроса об отказе от формирования в акционерном обществе ревизионной комиссии может осуществляться на годовом общем собрании акционеров, в повестку дня которого должен быть включен вопрос об избрании ревизионной комиссии. В этом случае Банк России рекомендует при подведении итогов голосования по вопросам повестки дня годового общего собрания акционеров сначала подводить итоги по вопросу, касающемуся положений устава о ревизионной комиссии, и, если решение по данному вопросу принято, по вопросу избрания новых членов ревизионной комиссии итоги голосования не подводить.

    10. Пункт 2 статьи 32 Закона об акционерных обществах в редакции Закона конкретизирует правила определения размера дивидендов по привилегированным акциям, который определен в уставе через минимальный порог, одновременно решая проблему, связанную с возникновением права голоса у акционеров – владельцев таких привилегированных акций. Размер дивидендов по привилегированным акциям считается определенным в случае, если уставом общества установлен минимальный размер дивиденда.

    Таким образом, обществам, в уставах которых до вступления в силу указанных положений был определен минимальный размер дивидендов по привилегированным акциям, следует учитывать, что с 19.07.2018 в случаях,
    предусмотренных пунктом 5 статьи 32 Закона об акционерных обществах в редакции Закона, такие акции становятся голосующими.

    Обществам следует учитывать данное изменение при подготовке, созыве и проведении общего собрания акционеров.

    В целях защиты дивидендных прав владельцев привилегированных акций акционерам – владельцам привилегированных акций предоставлено право голоса по вопросу о внесении в устав положений об объявленных привилегированных акциях этого или иного типа, размещение которых может привести к фактическому уменьшению определенного уставом общества размера дивиденда и (или) ликвидационной стоимости, выплачиваемых по привилегированным акциям этого типа (абзац второй пункта 4 статьи 32 Закона об акционерных обществах в редакции Закона).


    1. Одобрен Советом директоров Банка России 21.03.2014 и рекомендован к применению письмом Банка России от 10.04.2014 № 06-52/2463.

    2. Кодекс корпоративного управления рекомендует выстраивать систему управления рисками и внутреннего контроля с учетом Интегрированной концепции построения системы внутреннего контроля COSO и Концепции (COSO) «Управление рисками организаций. Интегрированная модель» Комитета спонсорских организаций Комиссии Трэдвэй (The Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission).

    Указанные концепции не являются единственными рекомендованными к применению документами, компании могут руководствоваться иными общепринятыми концепциями и международными стандартами.

    Источник: См. Информационное письмо от 15.04.2019 № ИН-06-28/35 О некоторых вопросах применения Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»


    Предыдущая новость Следующая новость


    Возврат к списку